МБДОУ №111 "Нивушка" г. Ростов на Дону

« Как улучшить детскую память?»

 Народная поговорка гласит: « Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память». А ведь память закладывается с первых лет жизни. Память создает добрые предпосылки  для умственного развития ребенка.

Для начала вспомним, что существует различные типы памяти. Причем у дошкольников превалирует зрительная память: то ,что он видит, он быстрее и лучше запоминает.

Сначала давайте вспомним главную особенность дошкольной памяти: малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро забывает, чтобы воспринимать новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, нужна ее постоянная тренировка.

Различные типы памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр и упражнений. Дошкольники в процессе игр усваивают эффективные методы запоминания большого объема информации.

 

Тактильная память – способность запоминать ощущения от прикосновения  к различным предметам. Для игр по развитию тактильной памяти понадобится 10 дощечек с различной  шероховатостью

Игра 1

Подобрать картинки, где нарисованы разные предметы. Среди них должны быть: горячие, холодные, гладкие, шершавые.

Потрогай руками. Что чувствуешь? Какую дощечку напоминает.

Игра 2

На столе и под столом лежит много предметов. Все разные на ощупь. Рассмотри внимательно ничего не пропусти. Теперь накроем и посмотри на

другой стол – он пуст. Попробуй вспомнить предметы, которые лежали на столе и под столом.

Игра 3

Разложи дощечки в ряд по порядку номерами вниз. Внимательно  рассмотри. Закрой глаза и перемешай их. Задание: на ощупь разложи дощечки в прежнем порядке.

Игра 4

Закрытыми глазами потрогать дощечки. Что напоминает тебе ее поверхность? Задание: рассказать о своих ощущениях.

Игра 5

После неоднократной работы с дощечками. Задание: разложи дощечки в порядке, указанном ниже: От неприятной до приятной.

Игра 6

У детей есть родители и друзья. Задание: Какая дощечка напоминает голос, характер, внешность или привычки  кого та из знакомых.

Игра 7

Составим сказку или рассказ из дощечек.

Пример: Сначала я вижу шершавую стену дома. Ищу шершавую дощечку, она – первая. Ит.д.

Обонятельная память – запоминание запахов. В условиях семьи мы обращаем внимание на приятные и неприятные запахи. А к  ситуации тренируем ребят:

- как ты думаешь, что я заканчиваю готовить? (борщ, котлеты и т.д.)

- Как пахнет мама и другие члены семьи? ( угадай, понюхав, чья вещь

в руках).

- Нужно ли сейчас проветрить комнату?

- Угадай по запаху (варенье, вареные овощи, фрукты и т.д.)

К тому же такими делами дошкольникам нравится заниматься.

Зрительная память - профилирующий вид памяти, поскольку в основе лежат конкретные образы, которые он воспринимает зрением.

Игра 1

Сколько каких фигур? Количество фигур может быть меньше, а может быть и больше. Научить ребенка считать рационально (столбиками), последовательно и быстро. Смотреть разрешается 1 минуту в зависимости от возраста.

Игра 2

Запомни узор.

Нарисуй такой же. Узоры можно усложнять.

Игра 3

Чем отличаются веточки?

Игра 4

Найди отличия.

Развивать зрительную память советую постепенно к ситуациям каждодневного бытия, например: «В чем папа пошел на работу? Вспомни, что из зимней одежды тебе нравится (спросить летом) и т.д.»

Слуховая память – тренируется вместе со зрительной: читают ребенку сказку и показывают иллюстрации. Крайне важно направить внимание на развитие только  слуховой  памяти.

Слушание сказок.

Слушая сказку, ребенок  воображает, самостоятельно додумывается, как же выглядит тот или иной персонаж.

Разучивание стишков наизусть.

Стихи нужно подбирать в соответствии с возрастам .

Неиспользуемый кладезь и для памяти, и для нравственности – малые формы фольклора. Это потешки, песенки, чистоговорки, поговорки и т.д. Они короткие по содержанию, да и легко запоминаются

Мы рассказчики.
Развивает память пересказ прочитанного. Очень хорошо начинать пересказывать в лицах. Пересказ можно начинать эпизодами, что понравилось ребенку.

Несомненно, память следует развивать. Обратите внимание на формирования  непроизвольной памяти.  Для этого во время любой деятельности параллельно заучиваются или повторяются любимые песенки, сказки и т.д. при этом дошкольники учатся распределять  свое внимание между двумя делами: деланием рук (рисование, конструирование, игры) и работой головного мозга.

11 декабря 2013 в 15:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.