11 сентября 2016 года, в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных сил страны бронетанковой техникой, отмечается праздник - День танкиста.День танкиста являлся одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. Некоторое время (в период с 40-х по 50-е годы) в крупных городах День танкистов даже отмечался торжественным продвижением танковых колонн по городу и салютом.
Свое начало отечественное танкостроение берет с 1920 г., когда сормовские рабочие построили первый советский танк, названный "Борец за свободу тов. Ленин". Уже перед Великой Отечественной войной советские конструкторы, инженеры, рабочие дали армии замечательные образцы танковой техники; ее развитие и совершенствование не прекращалось и в течение войны. Войска оснащались грозными боевыми машинами, во многом превосходившими по своим тактическим и техническим характеристикам танки противника. В сражении с врагом не было не одной значительной операции, в которой бы не участвовали советские танкисты, проявившие массовый героизм в борьбе за свободу Родины. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, танковые части Красной Армии оснащались первоклассной по тем временам бронетанковой техникой, созданной советскими конструкторскими коллективами на основе лучших английских и американских образцов. Из них следует прежде всего отметить танки семейства БТ. Серийное производство танков БТ осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна с 1932 по 1940 г. Конструкторское бюро завода разработало 50 различных модификаций танка, из которых серийно выпускалось 12. Другой основной танк Красной Армии — Т-26 — был разработан на базе шеститонного танка английской фирмы Виккерс. В 1937 г. на повестку дня встал вопрос создания танков с противоснарядным бронированием. Конструкции таких танков разрабатывались танковыми КБ Ленинградского Кировского завода и Харьковского паровозостроительного завода. В декабре 1939 г. на вооружение были приняты тяжелый танк КВ-1 и средний танк Т-34 (Т-34 не имел опытного образца). Эти танки явились качественно новой ступенью в развитии советской и мировой танковой техники. В них оптимально сочетались огневая мощь, бронирование и подвижность. С весны 1940 г. танковая промышленность СССР начала перестраиваться на выпуск новых танков. Широкомасштабное производство бронетанковой техники позволяло руководств Красной Армии формировать соединения танковых войск, способные решать все задачи в рамках глубокой наступательной операции. На разных этапах строительства танковых войск это были механизированные бригады, механизированные корпуса или моторизованные дивизии. В ходе войны бронетанковая техника непрерывно совершенствовалась. Огромное значение в повышении боевой эффективности танка Т-34 имела установка на нем в 1943 г. 85-мм пушки, разработанной под руководством В.Г. Грабина. Развитие тяжелых танков ознаменовалось созданием танков КВ-85, ИС-2 и ИС-3, равных которым не было ни в одной армии мира. Были созданы самоходно-артиллерийские установки, которых перед войной в Красной Армии фактически не было. Всего за годы Великой Отечественной войны советская танковая промышленность изготовила около 97 700 танков и самоходно-артиллерийских установок. В конце второй мировой войны в танковых войсках Красной Армии насчитывалось 6 танковых армий, 14 отдельных танковых и 7 механизированных корпусов. На их вооружении находилось более 35300 танков и самоходно-артиллерийских установок. Понесенные в ходе войны Красной Армией потери оцениваются в 63 229 танков и самоходно-артиллерийских установок.